Маркетолог-профессионал: основные обязанности и задачи, что должен уметь

Время чтения 7 минут

Рассказывает руководитель отдела маркетинга МАЭР Ольга Левицкая.

Статья будет полезна:
  • тем, кто выбирает для себя онлайн-профессию;
  • маркетологам, чтобы разобраться, каких навыков им, возможно, не хватает, чтобы расти и зарабатывать больше;
  • предпринимателям, чтобы понять, какие обязанности можно доверить маркетологу.
Что входит в обязанности маркетолога

Особенности профессии маркетолога

Контент- или influence-маркетолог, smm-щик, директолог — все это специалисты в сфере маркетинга. Они отвечают за узкое «поле»  — контент-стратегию, соцсети, контекстную рекламу. 

«Маркетолог-универсал» владеет всеми инструментами маркетинга. Он понимает, как настраивать рекламную кампанию, составлять контент-план, проводить аналитику. Главное —  комплексно работает над созданием и продвижением товаров и услуг, видит всю систему в связке и знает, как с наименьшими затратами заработать больше денег. Не продает напрямую, но делает так, чтобы отдел продаж был загружен работой «под завязку». 

Маркетологов, которые способны взять на себя такие обязанности, на рынке мало и предприниматели буквально «охотятся» за ними. По данным hh.ru, работодатели готовы платить опытным маркетологам от 150 тысяч рублей в месяц.

Что входит в обязанности маркетолога, зависит от конкретного бизнеса. Ниже разберем, что в любом случае должен знать и уметь грамотный маркетолог. 

1. Анализировать рынок и конкурентов.

2. Изучать целевую аудиторию и определять, кто будет покупать продукт.

3. Вводить новые продукты — прорабатывать «упаковку», цену и позиционирование.

4. Приводить необходимое количество заявок и лидов для получения запланированной прибыли в месяц, квартал и год. 

5. Проводить маркетинговые исследования. Принимать решения, не исследовав рынок, нишу, спрос — это как лечить человека без анализов и обследований. Хорошо выполняющий свои обязанности маркетолог точно знает, что конкретно нужно сделать, на что это повлияет, и чего делать ни в коем случае нельзя.

6. Увязывать маркетинг с экономикой бизнеса и тенденциями рынка. Обязанность маркетолога  —  считать экономику бизнеса и выбирать наиболее оптимальное решение бизнес-задач. Специалист, который может показать, как с наименьшими затратами заработать самые большие деньги, — на вес золота для каждого работодателя.

7. Составлять медиапланы — планы маркетинговых мероприятий, в которых прописаны каналы и способы продвижения, виды продуктов, учтены риски, просчитан бюджет, показатели эффективности и результативности.

8. Работать с психологией восприятия товара, бренда, психологией выбора и принятия решения о покупке — тоже обязанность маркетолога.

9. Находить подрядчиков и сотрудников, например, смм-щиков или директологов, давать им ТЗ и контролировать их выполнение. 

10. Анализировать эффективность каналов продвижения и при необходимости корректировать маркетинговую стратегию — функциональная обязанность маркетолога.

8 элементов комплексного маркетинга, в которых обязательно должен разбираться маркетолог

  • Маркетинговые исследования
  • Анализ рынка и конкурентов
  • Управление поведением клиентов
  • Интернет-маркетинг и веб-аналитика
  • Товарная стратегия, работа с продуктом
  • Ценовая стратегия
  • Стратегия продвижения и сбыта
  • Правовое регулирование в области маркетинга

 Пройдите бесплатный тест и узнайте, насколько хорошо вы разбираетесь в маркетинге и обязанностях маркетолога.

Чем занимается отдел маркетинга

Если компания небольшая, маркетолог может выполнять эти обязанности самостоятельно. В крупных фирмах, как правило, создается отдел маркетинга, где каждый специалист выполняет узкие функции. 

Обязанности ведущего маркетолога: разработка стратегии, выведение новых продуктов, ценообразование и руководство работой узких специалистов.

Узкие специалисты развивают отдельные каналы: смм, контекстную рекламу, email-маркетинг, запускают рекламные кампании, создают креативы и т.д.

Аналитики оценивают эффективность каналов продвижения. Ведущий маркетолог может отказаться от неэффективных действий и оставить те, которые помогают достигать нужных результатов.

Задача отдела маркетинга — обеспечить отдел продаж таким количеством заявок и лидов, чтобы план продаж своевременно выполнялся. Исходя из плана продаж, рассчитывается бюджет на маркетинг, планируются мероприятия по продвижению продукта и привлечению клиентов.

Как отличить маркетолога-профессионала от дилетанта

В маркетинге существуют:

  • стратегия — анализ, планирование, расчет;
  • тактика — конкретные действия, инструменты.

Если к вам пришел сотрудник и, не определившись со стратегией, занялся тактикой, — перед вами дилетант. Какие бы обязанности не были у маркетолога, профессионал всегда начинает работу с детального изучения бизнеса — проводит интервью с собственником, ключевыми руководителями и отделом продаж. 

Собирает информацию. Затем формирует представление о продукте, конкурентах, рынках сбыта. Обсуждает свое видение с работодателем и только после этого принимает решение, что нужно сделать в первую очередь. 

Отлично, если разговор с собственником маркетолог ведет на языке цифр:

  • на какую сумму прибыли рассчитывает собственник;
  • каким должен быть объем продаж; 
  • сколько для этого нужно заявок;
  • какая должна быть стоимость привлечения клиента.

После этого планирует и запускает кампании, анализирует эффективность действий. 

Опытный маркетолог заранее разбивает работу на этапы. Если на одном из них обнаруживаются недочеты, исправляет их без негативных последствий для всей кампании.

Выводы про обязанности маркетолога


  • Успешные маркетологи подходят к своим обязанностям и работе комплексно. Такие профи ценятся выше, чем узкоспециализированные сотрудники.
  • Опытный маркетолог владеет всеми инструментами и может определить, в какой ситуации они уместны.
  • Обязанности маркетолога связаны с выполнением плана продаж. Он должен обеспечить менеджеров необходимым количеством заявок.
  • Профессионал собирает информацию, анализирует деятельность компании, и только после этого начинает работу.