6 лайфхаков, чтобы успешно пройти собеседование на работу

Время чтения 5 минут

Большой практический опыт, нужные навыки и десятки пройденных профильных курсов — это еще не гарантия того, что вы получите желаемую работу в проекте мечты. 

Потому что собеседование — та же продажа:

  • Где вам нужно продать свое время и результаты, которые можете показать в проекте

  • А работодатель решит, подходите вы ему или нет

И работодатели часто выбирают не самых опытных или знающих. А тех, кто может донести свою ценность для конкретного бизнеса.

Выбирают тех, кто умеет себя продавать

Чтобы продать себя на собеседовании, вам нужно:

  • Собрать информацию о будущем работодателе

  • Выяснить задачи и ожидания работодателя 

  • Презентовать себя как специалиста

  • Провести переговоры и снять возможные возражения работодателя

  • Закрыть сделку


Из статьи вы узнаете, как это сделать.

Как успешно пройти собеседование



Как успешно пройти собеседование

1. Соберите всю возможную информацию о компании, в которой будете проходить собеседование.

Ни в коем случае не приходите на собеседование неподготовленным. Вы просто потратите время — и свое, и работодателя.


2. Определите свои сильные стороны, опыт и результаты, которые будут значимы для будущего работодателя. Сверьте свой опыт с требованиями вакансии и решите, что будете рассказывать о себе по каждому пункту. Потому что даже если опыт не соответствует, вы можете  заранее продумать как это обыграть и перекрыть другими своими качествами. А если считаете, что наличие опыта и результатов может стать ключевой проблемой — тогда чуть ниже расскажем, как ее решить.

3. Узнайте, кто будет проводить собеседование. Потому что общение с:

  • HR-специалистом

  • Руководителем отдела

  • Собственником

Это три разных собеседования. HR делает первичную оценку специалиста и оценивает его адекватность и коммуникабельность. Начальник отдела внимательно изучает его профессиональные навыки и результаты. А собственнику нужно знать: понимаете ли вы, чем собственно будете заниматься в контексте результатов бизнеса в целом.

К каждому из таких собеседований нужно готовиться отдельно

Если станете рассказывать HR детали того, как мастерски рисуете рекламные баннеры или программируете на C++ он вас просто не поймет. Эта информация нужна руководителю отдела. Ну а собственнику не надо рассказывать про то, что вы “делаете, рассылаете, ведете переговоры”, ему нужен конкретный результат и польза.

Пройти собеседование онлайн


4. На собеседовании выясните, каких результатов от вас ожидают. Например, для претендента на должность email-маркетолога: в каких показателях будет оцениваться результат работы, какой должен быть процент открываемости, какая конверсия в совершение целевого действия, как часто проводить A/B тесты и т.д. Все максимально четко и подробно.

И уже владея этой информацией, презентуйте себя — что вы сделаете и какую выгоду это принесет работодателю. Для того же email-маркетолога это может быть: почищу базу от “уснувших” пользователей и сэкономлю деньги на оплате тарифа в Гетреспонс, увеличу процент открываемости с помощью цепляющих заголовков, каждое продающее письмо буду делать с A/B тестом, замерять открываемость и конверсию.


Говорите о конкретных действиях и результатах


5. Снимайте возможные возражения. Они могут быть разными, приведем самые типичные:

У вас нет опыта - зато есть бешеная мотивация, желание проявить себя, и главное — вы и не претендуете на должность ТОПа с высоким окладом. К тому жы схватываете все на лету и выполняете точно в срок. Плюс подберите любой непрофессиональный релевантный опыт, который может быть полезен в контексте будущей работы. И сами предложите проверить вас “в бою” — на испытательном сроке.


Ваш возраст — тут есть два варианта: слишком молодой, или условно, “слишком возрастной” для конкретной вакансии. Если молоды, тогда смотрите предыдущий пункт и обыгрывайте свой возраст через мотивацию и умение быстро учиться. Если вы постарше, тогда нужно показать, чем жизненный и профессиональный опыт будет полезен для этой должности. Еще обязательно скажите: что вы открыты всему новому и готовы учиться, коммуникабельны и не конфликтны — и хорошо сработаетесь с руководителем, даже если он намного моложе. 


Вы собираетесь в декрет? Очень странный и дискриминационный вопрос, тем не менее, многие до сих пор слышат его на собеседовании на офлайн работу. А в онлайн никого не интересует ваша личная жизнь и планы на будущее, здесь главное ваши профессиональные качества. А сколько именно работать вы решаете сами. 


6. Правильно завершайте переговоры. Большая ошибка — это ждать, что назовут выгодные условия, а вы царственно с ними согласитесь. Нет, условия нужно обговаривать вместе с работодателем.

  • Как вы будете работать: сколько часов в день, сколько задач должны решить за это время, каких от вас ждут результатов и как вы можете на них повлиять и т.д.

  • Назвать цену своей работы — и ни в коем случае не говорите “Ну...я не знаю. А сколько вы рассчитываете платить?” Если вы специалист, точно знаете, сколько стоит ваша работа. 

  • Согласовать срок: когда приступите к стажировке,  к работе, к сдаче тестового задания и т.д. 


Важен каждый из этих этапов. Как и в продажах — если начинаете “буксовать” и работодатель сомневается в вас как в специалисте, значит полностью не отработали предыдущий этап переговоров.


Так что прохождение собеседования это просто навык, которому нужно учиться. Например, на каждой программе Московской Академии Экономики и Развития есть отдельный блок: как пройти собеседование, как показать быстрые результаты на новом месте, и как закрепиться на работе. И у выпускников нет проблем с собеседованиями — они уже знают как их пройти.