Большой практический опыт, нужные навыки и десятки пройденных профильных курсов — это еще не гарантия того, что вы получите желаемую работу в проекте мечты.
Потому что собеседование — та же продажа:
-
Где вам нужно продать свое время и результаты, которые можете показать в проекте
-
А работодатель решит, подходите вы ему или нет
И работодатели часто выбирают не самых опытных или знающих. А тех, кто может донести свою ценность для конкретного бизнеса.
Выбирают тех, кто умеет себя продавать
Чтобы продать себя на собеседовании, вам нужно:
-
Собрать информацию о будущем работодателе
-
Выяснить задачи и ожидания работодателя
-
Презентовать себя как специалиста
-
Провести переговоры и снять возможные возражения работодателя
-
Закрыть сделку
Из статьи вы узнаете, как это сделать.
Как успешно пройти собеседование
1. Соберите всю возможную информацию о компании, в которой будете проходить собеседование.
Ни в коем случае не приходите на собеседование неподготовленным. Вы просто потратите время — и свое, и работодателя.
2. Определите свои сильные стороны, опыт и результаты, которые будут значимы для будущего работодателя. Сверьте свой опыт с требованиями вакансии и решите, что будете рассказывать о себе по каждому пункту. Потому что даже если опыт не соответствует, вы можете заранее продумать как это обыграть и перекрыть другими своими качествами. А если считаете, что наличие опыта и результатов может стать ключевой проблемой — тогда чуть ниже расскажем, как ее решить.
3. Узнайте, кто будет проводить собеседование. Потому что общение с:
-
HR-специалистом
-
Руководителем отдела
-
Собственником
Это три разных собеседования. HR делает первичную оценку специалиста и оценивает его адекватность и коммуникабельность. Начальник отдела внимательно изучает его профессиональные навыки и результаты. А собственнику нужно знать: понимаете ли вы, чем собственно будете заниматься в контексте результатов бизнеса в целом.
К каждому из таких собеседований нужно готовиться отдельно
Если станете рассказывать HR детали того, как мастерски рисуете рекламные баннеры или программируете на C++ он вас просто не поймет. Эта информация нужна руководителю отдела. Ну а собственнику не надо рассказывать про то, что вы “делаете, рассылаете, ведете переговоры”, ему нужен конкретный результат и польза.
И уже владея этой информацией, презентуйте себя — что вы сделаете и какую выгоду это принесет работодателю. Для того же email-маркетолога это может быть: почищу базу от “уснувших” пользователей и сэкономлю деньги на оплате тарифа в Гетреспонс, увеличу процент открываемости с помощью цепляющих заголовков, каждое продающее письмо буду делать с A/B тестом, замерять открываемость и конверсию.
Говорите о конкретных действиях и результатах
5. Снимайте возможные возражения. Они могут быть разными, приведем самые типичные:
У вас нет опыта - зато есть бешеная мотивация, желание проявить себя, и главное — вы и не претендуете на должность ТОПа с высоким окладом. К тому жы схватываете все на лету и выполняете точно в срок. Плюс подберите любой непрофессиональный релевантный опыт, который может быть полезен в контексте будущей работы. И сами предложите проверить вас “в бою” — на испытательном сроке.
Ваш возраст — тут есть два варианта: слишком молодой, или условно, “слишком возрастной” для конкретной вакансии. Если молоды, тогда смотрите предыдущий пункт и обыгрывайте свой возраст через мотивацию и умение быстро учиться. Если вы постарше, тогда нужно показать, чем жизненный и профессиональный опыт будет полезен для этой должности. Еще обязательно скажите: что вы открыты всему новому и готовы учиться, коммуникабельны и не конфликтны — и хорошо сработаетесь с руководителем, даже если он намного моложе.
Вы собираетесь в декрет? Очень странный и дискриминационный вопрос, тем не менее, многие до сих пор слышат его на собеседовании на офлайн работу. А в онлайн никого не интересует ваша личная жизнь и планы на будущее, здесь главное ваши профессиональные качества. А сколько именно работать вы решаете сами.
6. Правильно завершайте переговоры. Большая ошибка — это ждать, что назовут выгодные условия, а вы царственно с ними согласитесь. Нет, условия нужно обговаривать вместе с работодателем.
-
Как вы будете работать: сколько часов в день, сколько задач должны решить за это время, каких от вас ждут результатов и как вы можете на них повлиять и т.д.
-
Назвать цену своей работы — и ни в коем случае не говорите “Ну...я не знаю. А сколько вы рассчитываете платить?” Если вы специалист, точно знаете, сколько стоит ваша работа.
-
Согласовать срок: когда приступите к стажировке, к работе, к сдаче тестового задания и т.д.
Важен каждый из этих этапов. Как и в продажах — если начинаете “буксовать” и работодатель сомневается в вас как в специалисте, значит полностью не отработали предыдущий этап переговоров.
Так что прохождение собеседования это просто навык, которому нужно учиться. Например, на каждой программе Московской Академии Экономики и Развития есть отдельный блок: как пройти собеседование, как показать быстрые результаты на новом месте, и как закрепиться на работе. И у выпускников нет проблем с собеседованиями — они уже знают как их пройти.