Особенность современного рынка — это высокая конкуренция в абсолютно любой нише и отрасли.
Даже производство уникального продукта или оказание аналогичной услуги не гарантирует успех. Потому что с вероятностью 99,9%, потребность, которую будет закрывать этот “уникальный” продукт, уже закрывается другими товарами или услугами.
Поэтому конкуренцию игнорировать нельзя
Хотя сейчас популярно мнение, что “конкурентов нет, а есть коллеги”, что “если продукт хороший, его и так купят” и т.д. К сожалению, нет, не выберут и не купят. А конкурентов мы анализируем не для того, чтобы “воевать” с ними, а чтобы Завоевать сердца и кошельки клиентов:
-
чтобы занять выгодное место по сравнению с конкурентами — прямыми и смежными
-
выстроить правильную ценовую политику
-
отстраиваться не “уникальной уникальностью”, а чем-то действительно ценным для клиентов
И все это будет невозможно, если вы не проведете грамотный анализ конкурентов.
Важно: чтобы выгодно смотреться на фоне конкурентов, надо быть не просто “другим”, а надо быть ценным для клиентов. Поэтому нужно продумать позиционирование и найти отстройку от конкурентов. А работающую отстройку можно продумать только на основе тщательного анализа конкурентной среды.
Как делать анализ конкурентов
-
Нужно определиться, кто же все-таки является вашим конкурентом. Не по критериям: “он мне нравится/ не нравится”, или “я выигрышно смотрюсь на его фоне”, а потому, кого именно выбирает ваша целевая аудитория.
Подробно прочитать о том, как подходить к изучению целевой аудитории, читайте в статье “Целевая аудитория — что это такое и зачем она нужна”.
По задачам, целям, приоритетам, ценностям клиентов и покупателей вы сможете определить: кто действительно является сильным конкурентом, а кто, даже являясь сильным, для вас конкурентом не является. Например, если у вас небольшой продуктовый магазин, не ищите конкурентов среди сетевых гипермаркетов вроде “Ашан” или “Метро”.
-
Разделить конкурентов на прямых и смежных.
Прямые конкуренты — кто закрывает те же потребности клиентов, что и вы.
Пример прямых конкурентов: два магазина одежды, первый работает онлайн, второй — в офлайн формате. Ассортимент, цены, условия обслуживания клиентов в обоих точках похожи. Или салоны красоты, которые находятся в соседних домах.
Смежные конкуренты — закрывают схожие потребности клиентов, что и вы, только другим способом. Смежные конкуренты бывают близкими и дальними.
Пример смежных конкурентов: студия пилатеса, где люди занимаются, чтобы избавиться от боли в спине, и массажный кабинет. Смежные конкуренты и довольно отдаленные. Или отдел с косметикой в супермаркете и магазин с профессиональными шампунями для ухода. По сути, это разные бизнесы, но по возможности удовлетворения запросов клиентов это смежные и близкие конкуренты.
Как составить план анализа конкурентов
-
Определите свою целевую аудиторию.
-
После исследования аудитории, выясните, кто является вашим конкурентом. Для этого можно использовать опрос аудитории, анализ рынка, ниши, локации, клиентских запросов и т.д.
-
Изучите конкурентов по ключевым параметрам, которые важны для клиентов. Естественно, параметры будут разными для каждой ниши.
Один из самых эффективных способов анализа конкурентов — сыграть роль клиента своих конкурентов и сделать заказ. Вам нужно полностью пройти этот путь:
-
Найти всю возможную информацию — посадочная страница, сайт, каталог, найти активные кнопки заказов и звонков, изучить удобство навигации по сайту. Если это офлайн точка, то оценить витрину магазина и т.д. — выяснить и проанализировать все, что может интересовать потенциального покупателя.
-
Позвонить и сделать заказ. Обратите внимание на то, как общается персонал, насколько компетентны продавцы, как отвечают на вопросы. Если есть офлайн точка, обязательно ее посетите и отметьте все детали визита: от оформления помещения до качества обслуживания.
Хорошо, я сделаю анализ конкурентов: рассмотрю их сильные стороны и внедрю тоже самое в своем бизнесе. Потом проработаю слабые стороны бизнеса конкурентов и опять же усилю свой - сделаю лучшее и самое выгодное для клиентов предложение на рынке. А если конкуренты потом начнут копировать у меня?
Да, копировать будут. Но помните:
-
заимствуют у сильных и только то, что “лежит на поверхности”
-
а основные 90% работы — то, что вы сделаете на основании грамотного анализа конкурентов — этого никто не увидит
И пока конкуренты будут пытаться скопировать видимые успешные приемы и решения, вы будете выстраивать воронки продаж и создавать маршруты ведения клиентов. Скорее всего, конкуренты этого не заметят. А вы основной упор сделаете именно на продажах — как раз этого не хватает большинству игроков в любой нише.
Одно из ключевых конкурентных преимуществ - это умение продавать. Именно продажи — это залог больших оборотов вашего бизнеса и важный элемент отстройки от конкурентов. О том, как выстроить системные продажи, читайте в статье “Воронка продаж: как создать и повысить ее эффективность минимум в 2 раза?”