Все начинается с мелочей. Менеджер говорит своему руководителю: “Я не понимаю. Объясните мне, пожалуйста”. Под объяснением подразумевается “Сначала покажите, а потом сделайте как надо”.
У вас получается отлично, а у меня нет, значит вы и делайте
Если не остановите это в самом начале — не пройдет и месяца, как все сотрудники отдела будет сидеть у вас на плечах. И увлеченно смотреть, как вы за них работаете.
Как не работать за своих сотрудников
-
Пропишите функционал менеджеров. Основные задачи, вспомогательные и т.д. Иначе когда будете что-то делегировать, можете услышать: “Это не моя работа”. Такого быть не должно.
-
Сверьтесь с функционалом. Если в него входит ведение CRM и заполнение карточки клиента, а сотрудник этого не делает, сразу на это указывайте и требуйте и контролируйте выполнение.
Важно: сами не заполняйте, это задача сотрудника. Вы организуете рабочий процесс, а не работаете за своих менеджеров.
3. Обучите сотрудников. Иногда они действительно не умеют или не понимают. Тогда, конечно же, нужно помочь — только обозначьте, что это разовая помощь. А в следующий раз они будут заниматься этим самостоятельно. И не забывайте про мотивацию - подробнее об этом можете прочитать в статье “Как руководителю отдела мотивировать менеджеров по продажам и увеличить их эффективность”.
4. При делегировании и постановке задач используйте технологию Smart. Чтобы каждая из них была:
-
Конкретной
-
Измеримой
-
Достижимой
-
Значимой
-
Ограниченной по времени
Так вы сразу ставите критерии выполнения и сверяетесь с функционалом и зоной ответственности менеджера — он уже не сможет сказать “Это не моя работа”)
Бывают и запущенные случаи. Особенно, если руководитель без опыта или недавно пришел в действующий отдел. Ну а если он “вырос” в этом отделе из рядового менеджера, со всеми был в хороших отношениях и часто им раньше помогал — тогда на него точно будут пытаться свалить большинство задач. “Мы ведь друзья”...
Как исправить ситуацию
Важно не испортить отношения с коллективом. Вы не угрожаете штрафом или увольнением, это крайние меры, а напоминаете менеджеру:
Это твоя задача, тебе и нужно выполнять. Если не верит — покажите ему прописанный функционал
Если потребуется — еще раз покажите. Да, не все схватывают на лету, это нормально)
И в следующий раз уже не тратьте время на объяснения, а сразу отправляйте менеджера заниматься своими прямыми обязанностями.
Это один из самых действенных приемов, и далеко не единственный. Есть целый инструментарий, и опытный управленец умеет выбирать из него именно то, что сработает с данной ситуацией и сотрудником. Это уже следующая ступень управленческого мастерства, подробнее о нем вы можете узнать на программе “Руководитель отдела продаж”.