Как выбрать бизнес-модель и почему это так важно?

Время чтения 4 минуты

С чего начинается бизнес? Чаще всего — с идеи, вдохновения и желания “не работать на дядю”. Вокруг интересной и “прорывной” идеи и выстраивают свое дело большинство новичков. Какие у них перспективы?

Скорее всего, банкротство. Это подтверждает статистика: 95% стартапов закрываются в течение года.

Не потому что идея плохая. А потому что самого бизнеса у таких предпринимателей не было. Желание, мечта — все это быстро сошло, а крепкого фундамента в виде аналитики, расчетов и грамотной бизнес модели, не оказалось. И чтобы вам не попасть в такую же ситуацию, сначала выясните:

  • Что такое бизнес-модель — ее определение и виды

  • Почему от выбора модели зависит очень многое

  • Как найти свою и не ошибиться

А потом планируйте свой бизнес. Но только после прочтения этой статьи)


С чего начать бизнес

Что такое бизнес-модель

Это наглядный и доступный план деятельности и развития предприятия. В нем учитываются все бизнес процессы и структура работы вашего дела. А именно:

  • Кому — кто ваш клиент

  • Что — вы производите или продаете

  • Где — в какой нише и на каких торговых площадках

  • Как — будете предлагать и продвигать ваш продукт

На первый взгляд, это просто. 10-15 минут мозгового штурма и шикарная модель готова! А если подойти более вдумчиво, то выяснится, что на этапе стартапа у вас нет полной информации о рынке и клиентах. Пока не представляете как будете продвигаться. Да и с нишей толком не определились....

И тогда вы решаете: ладно, у меня есть продукт — уже отлично! А бизнес-модель можно выбрать из существующих

И начинаете искать готовые шаблоны.


Виды бизнес-моделей

  • Производитель — это вы, а свой продукт продаете или посредникам или сразу конечным потребителям

  • Дистрибьютор — берете товар у производителя и поставляете его клиентам

  • Розница — покупаете оптовую партию, например, на Алиэкспресс и перепродаете через свой блог или интернет-магазин

  • Франшиза — это Макдональдс, Страбакс и пр. Вы покупаете готовый бизнес и можете работать в нем только на определенных условиях. Например, свой инновационный вид гамбургера вы в “Маке” продавать не сможете)

  • Электронная коммерция — продвигаете продукт через блог, страницу в Инстаграм или интернет-магазин

И это только самые популярные бизнес-модели. А всего их более 17. Они всем хороши, кроме одного — построить бизнес на них и не схлопнуться в первый же год работы очень и очень сложно. Потому что они дают только общую схему.

Конечно же, было бы здорово взять готовую модель и открыть по ней успешный бизнес! Который со временем станет гигантской корпорацией….

Но нет — к сожалению, или к счастью, такой подход практически не работает. Поэтому все детали будущей работы и вашей бизнес-модели придется продумывать самостоятельно.



А для этого, решите:


  1. Что является вашим продуктом? Например, у вас небольшой розничный магазин, через который продаете пластиковые стаканы. Тогда вашим продуктом будут не стаканы, а продажа стаканов. И сразу возникают вопросы: Кто их производит? Как вы их будете получать? Кто проектирует их дизайн и учитывает ли он пожелания потребителей и т.д.

  2. Как будете продавать? Каким образом, кому и как будет реализовываться продукт? Кто будет этим заниматься? Где? Через какие каналы продаж?

  3. Финансовые потоки. Как будут приходить деньги? От кого? В каких объемах? Будете ли вы давать отсрочку платежей и разрабатывать программу лояльности клиентов? Как будут распределяться деньги внутри бизнеса: основные статьи доходов и расходов.

Если вопросов много, а ответы вы пока не нашли, не пытайтесь все сделать в одиночку — ищите наставников. Например, на программе “Стартап” все участники плотно работают с экспертами. И благодаря этому запускают работающие проекты и получают прибыль, а не головную боль. Помните — все нужно анализировать и проверять.

А когда пропишите и продумаете каждый из этапов — бизнес станет простым и понятным. Бывает и так, что после такого мозгового штурма вы осознаете, что этот бизнес и не стоит открывать.

Сэкономите деньги и время, которые перенаправите на более перспективные направления и проекты.

Еще больше о бизнес-модели и важности ее правильного выбора можете узнать в видео от Юлии Трус, предпринимателя с 18-летним опытом

Посмотреть видео

И заодно подпишитесь на ютуб-канал — там много полезностей по организации бизнеса, по продажам и управлению. Все, чтобы ваше дело было прибыльным и постоянно развивалось.