
С чего начинается бизнес? Чаще всего — с идеи, вдохновения и желания “не работать на дядю”. Вокруг интересной и “прорывной” идеи и выстраивают свое дело большинство новичков. Какие у них перспективы?
Скорее всего, банкротство. Это подтверждает статистика: 95% стартапов закрываются в течение года.
Не потому что идея плохая. А потому что самого бизнеса у таких предпринимателей не было. Желание, мечта — все это быстро сошло, а крепкого фундамента в виде аналитики, расчетов и грамотной бизнес модели, не оказалось. И чтобы вам не попасть в такую же ситуацию, сначала выясните:
-
Что такое бизнес-модель — ее определение и виды
-
Почему от выбора модели зависит очень многое
-
Как найти свою и не ошибиться
А потом планируйте свой бизнес. Но только после прочтения этой статьи)

Что такое бизнес-модель
Это наглядный и доступный план деятельности и развития предприятия. В нем учитываются все бизнес процессы и структура работы вашего дела. А именно:
-
Кому — кто ваш клиент
-
Что — вы производите или продаете
-
Где — в какой нише и на каких торговых площадках
-
Как — будете предлагать и продвигать ваш продукт
На первый взгляд, это просто. 10-15 минут мозгового штурма и шикарная модель готова! А если подойти более вдумчиво, то выяснится, что на этапе стартапа у вас нет полной информации о рынке и клиентах. Пока не представляете как будете продвигаться. Да и с нишей толком не определились....
И тогда вы решаете: ладно, у меня есть продукт — уже отлично! А бизнес-модель можно выбрать из существующих
И начинаете искать готовые шаблоны.
Виды бизнес-моделей
-
Производитель — это вы, а свой продукт продаете или посредникам или сразу конечным потребителям
-
Дистрибьютор — берете товар у производителя и поставляете его клиентам
-
Розница — покупаете оптовую партию, например, на Алиэкспресс и перепродаете через свой блог или интернет-магазин
-
Франшиза — это Макдональдс, Страбакс и пр. Вы покупаете готовый бизнес и можете работать в нем только на определенных условиях. Например, свой инновационный вид гамбургера вы в “Маке” продавать не сможете)
-
Электронная коммерция — продвигаете продукт через блог, страницу в Инстаграм или интернет-магазин
И это только самые популярные бизнес-модели. А всего их более 17. Они всем хороши, кроме одного — построить бизнес на них и не схлопнуться в первый же год работы очень и очень сложно. Потому что они дают только общую схему.
Конечно же, было бы здорово взять готовую модель и открыть по ней успешный бизнес! Который со временем станет гигантской корпорацией….
Но нет — к сожалению, или к счастью, такой подход практически не работает. Поэтому все детали будущей работы и вашей бизнес-модели придется продумывать самостоятельно.
А для этого, решите:
-
Что является вашим продуктом? Например, у вас небольшой розничный магазин, через который продаете пластиковые стаканы. Тогда вашим продуктом будут не стаканы, а продажа стаканов. И сразу возникают вопросы: Кто их производит? Как вы их будете получать? Кто проектирует их дизайн и учитывает ли он пожелания потребителей и т.д.
-
Как будете продавать? Каким образом, кому и как будет реализовываться продукт? Кто будет этим заниматься? Где? Через какие каналы продаж?
-
Финансовые потоки. Как будут приходить деньги? От кого? В каких объемах? Будете ли вы давать отсрочку платежей и разрабатывать программу лояльности клиентов? Как будут распределяться деньги внутри бизнеса: основные статьи доходов и расходов.
Если вопросов много, а ответы вы пока не нашли, не пытайтесь все сделать в одиночку — ищите наставников. Например, на программе “Стартап” все участники плотно работают с экспертами. И благодаря этому запускают работающие проекты и получают прибыль, а не головную боль. Помните — все нужно анализировать и проверять.
А когда пропишите и продумаете каждый из этапов — бизнес станет простым и понятным. Бывает и так, что после такого мозгового штурма вы осознаете, что этот бизнес и не стоит открывать.
Сэкономите деньги и время, которые перенаправите на более перспективные направления и проекты.
Еще больше о бизнес-модели и важности ее правильного выбора можете узнать в видео от Юлии Трус, предпринимателя с 18-летним опытом
И заодно подпишитесь на ютуб-канал — там много полезностей по организации бизнеса, по продажам и управлению. Все, чтобы ваше дело было прибыльным и постоянно развивалось.