Что такое кликбейт
Интригующий и провокационный заголовок, чаще всего он искажает смысл и не передает суть новости или статьи. Его задача — привлечь трафик и увеличить открываемость.Признаки кликбейтного заголовка
- Создание интриги, но без раскрытия сути: «Тренер Швеции сделал шокирующее заявление после матча с Россией».
- Цитаты, которые якобы есть в тексте, а по факту — их нет: «”Я мучилась больше 5 лет!” Скандальное интервью известной актрисы».
- Слухи и заявления, которые нельзя проверить. Как правило, максимально бредовые: «Инопланетяне приземлились посреди поля в Удмуртии. И вот что они сказали… Заявление известного российского уфолога».
- Обилие восклицательных знаков и многоточия: «Шок-интервью! Певец признал, что делал ЭТО прямо на сцене…»
- Использование пословиц: «Без труда не выловишь и рыбку. Хотя есть вариант вообще никогда не работать! Сейчас расскажем».
- Вызов: «Ты не поверишь! Но это правда».
- Призыв быть в первых рядах: «Жми первым и узнай 100% секрет богатства».
- Использование шок-контента (фото, видео и броские цитаты): «Она и не знала, что подписала себе кабалу на 30 лет вперед» и логотип любого известного российского банка.
Виды кликбейта
1. Преувеличение — когда из незначительного факта делают сенсацию.
Пример: «Мужчина увидел двух людей в воде и достал камеру. Когда он приблизил ее, открылась ужасная правда». Естественно, никакой ужасной правды в статье не будет.
2. Искажение — «на словах одно, а на деле совсем другое». Когда в реальный факт или действие закладывают совсем другой смысл.
Пример: «Президент подписал закон о запрете смартфонов Apple, Samsung и Xiaomi. А по факту — в тексте речь о законе, который обязывает производителей смартфонов устанавливать российские приложения.
3. Эмоциональная раскачка — когда в кликбейт заголовки закладываются мнимые переживания автора. В нем должны быть «шок», «сенсация», «катастрофа», «вы не поверите, но это правда» и несколько восклицательных знаков
А по факту, в этих видео Маск с улыбкой рассказывает о планах на следующие 20 лет и мельком упоминает космическую программу. «Шокирующее» видео — обыкновенное перечисление важных событий за 2020-й год. Эти заголовки, рассчитанные на кликбейт, и текст небольшого анонса в описании каждого видео — типичные примеры игры на эмоциях
4. Призыв — когда прямо просят совершить какое-то действие
Пример: «ЖМИ, если хочешь зарабатывать от 500$ в день!»
Видов кликбейта много, но суть одна. Он рассчитан на желание «хоть одним глазком» взглянуть, что же там написано. |
Где применяется кликбейт? Примеры
«Новости» о жизни звезд, чудодейственные средства для лечения всего на свете, политика, «легкий» заработок и прочие сенсации — размещают такой контент на новостных сайтах, в интернет-журналах и соцсетях. Правда, ни одна площадка, нацеленная на долгое существование и заботящаяся о своей репутации, не будет использовать такие приемы. Есть авторы, которые используют кликбейт в своих статьях на «Яндекс.Дзене». Но это плохая идея, потому что алгоритм «Дзена» отслеживает различные сигналы, которые говорят о том, что используется кликбейт. В итоге у ваших статей будут ограничены показы, а то и вовсе материал может быть удален.
Также кликбейт встречается на «Ютубе» и в тизерных сетях, о них расскажем дальше.
Как заработать на кликбейте
Сайт можно подключить к тизерной сети и зарабатывать на трафике.Тизерная сеть — это биржа трафика. Владельцы сайтов подключаются к такой сети и устанавливают на своих ресурсах рекламные блоки. Рекламодатели договариваются с тизерной сетью и размещают в ней рекламу, она и появляется в этих блоках. Владелец сайта получает деньги за клики пользователей по кричащему заголовку, а рекламодатели получают трафик.
Главные недостатки кликбейта
1. Кликбейт раздражает людей. Да, можно долго обыгрывать недосказанность, интриги, расследования, но у всего этого одна цель — запутать людей и заставить их кликнуть по заголовку. Если пользователь открыл заголовок «Как зарабатывать по 1000$ в сутки без стартовых вложений», и его перекидывают на сайт, где предлагают для начала купить обучающую программу за 500$, то он почувствует только злость и закроет страницу. И точно не захочет возвращаться на ваш сайт снова.
2. Понижение сайта в результатах поисковой выдачи. Если по ссылке — ложь и дезинформация, сайт могут закрыть, а его владелец получит высокий уровень отказов (bounce rate). Поисковые роботы «Яндекса» и «Гугла» быстро реагируют на этот показатель и сайт улетает в самый конец поисковой выдачи.
«Ютуб» также борется с кликбейтом. Для ранжирования видео он применяет показатель вовлеченности пользователей, и если он низкий (пользователи быстро закрывают или проматывают ролик), его понижают в результатах выдачи.
Аналогично поступает «Фейсбук» — алгоритмы соцсети анализируют десятки тысяч заголовков, и если находят в них признаки кликбейта, запрещают их показ в ленте.
3. Баннерная слепота. Пользователи сети устали от рекламы и научились не замечать навязчивые заголовки с сенсациями и обещаниями легких денег и вечной молодости.
Если вы — владелец бизнеса, сайта или блога, от кликбейта лучше отказаться. Рискуете подорвать репутацию и потерять доверие читателей и клиентов. |
Выводы
- Кликбейт — это неэтичный способ сделать так, чтобы читатель открыл статью.
- «Шок», «Сенсация», «Скандал» и обилие восклицательных знаков в заголовке — верный признак кликбейта.
- Медиа, блоги и компании, которым важна репутация, не используют кликбейт. Поисковики и социальные сети активно борются с кликбейтом: понижают сайты в результатах выдачи и убирают публикации из ленты.