Онлайн- и оффлайн-реклама: преимущества инструментов привлечения трафика в интернет и вне сети

Время чтения 6 минут

У маркетинга много определений. Настолько, что многие путаются и называют маркетингом все, что угодно — от общения с клиентами, до доставки. Давайте внесем ясность:

Маркетинг — это комплекс мероприятий, направленных на привлечение, удержание и возвращение клиентов в бизнес.  

А в каком формате бизнес, онлайн или офлайн — это не важно. Маркетолог должен владеть комплексным подходом к работе с продуктом, и уметь применять инструментарий в зависимости от специфики работы конкретного бизнеса. 

маркетинг оффлайн и онлайн

Почему сейчас так популярен интернет-маркетинг?


  • точечные касания — можно настроить рекламу только для своей целевой аудитории

  • широкий охват — можно рекламироваться по всей стране или даже планете

  • просто отследить эффективность рекламной кампании — вы заходите в личный кабинет и видите простую и функциональную табличку: сколько было показов, сколько кликов, переходов и заказов. А теперь представьте расчет трафика в офлайн-бизнесе: сколько человек зашло в магазин, сколько из них купили, а сколько “просто смотрели”, сколько человек было в примерочной, но ушли без покупки, сколько клиентов сделали дополнительные покупки на кассе… Это или сложно посчитать, или вообще нереально.   


В этом, конечно, огромный плюс онлайна: учитывается каждое касание и целевое действие аудитории. Удобно запускать рекламу, планировать ее бюджет и замерять эффективность,  рассчитывать стоимость клика, перехода и покупки.


Но в работе с офлайн-бизнесом, интернет реклама имеет ряд недостатков: 


  • нельзя рекламировать определенные продукты и услуги — медикаменты, кальянные, алкоголь и пр.

  • не имеет смысла рекламировать некоторые товары/услуги: кондитерские, если у них нет доставки — никто не поедет покупать булки в другой район, просто возьмут их в ближайшей булочной. Или точки с кофе “Все по 99 руб.”, магазины, где все по 100 руб. Есть много бизнесов, которые ограничены по локации или по специфике работы. Онлайн реклама здесь или не работает совсем, или показывает очень слабые результаты


Тем не менее, есть много услуг и продуктов, которые производятся офлайн, и отлично рекламируются в Сети. Например, шикарный торт на заказ — на свадьбу или день рождения. Так что здесь надо ориентироваться на специфику бизнеса.

Стоит ли подключать онлайн-каналы, если у вас офлайн-бизнес?


Важно: в офлайн бизнесе есть два вида трафика.


1. Который привлекают специально, и здесь как раз нужна интернет-реклама. Это может быть небольшой бизнес по ремонту компьютерной техники и заправкой картриджей. Или распечатка фотографий. В общем, любой бизнес, в который клиенты редко заходят “с улицы” и их надо привлекать. 


2.  “Мимо идущий трафик” — небольшие продуктовые точки, кофе, магазины “все для дома”, с бытовой химией и товарами широкого потребления и т.д.  


Если с первым вариантом все ясно, здесь обязательно нужны онлайн-инструменты и интернет-реклама. То во втором случае, и в тех бизнесах, которые нельзя рекламировать в Сети, надо использовать 

маркетинг и рекламу для офлайн-формата


Например:

  • наружная реклама — стенды, баннеры и т.д.

  • раздача листовок и флаеров

  • реклама в печатных изданиях — несмотря на резкое сокращение тиражей, бумажные газеты и журналы все равно выпускаются и в них дают рекламу. Например, грузоперевозок или услуг гадалок и ясновидящих в пятом поколении).

  • выступление на профильных конференциях — тоже хороший вариант оффлайн рекламы.


Когда использовать офлайн рекламу?

Если вам надо привлечь потенциальных клиентов из “мимо проходящего” трафика в свою офлайн точку. Например, если открываете кафе и рекламируете его наружной рекламой.

В этом главный минус оффлайн рекламы: часто сложно отследить ее результативность. В этом случае нужно вести базу клиентов и выяснять, как именно удалось их привлечь, тем более, если используете несколько способов офлайн-рекламы.

На первый взгляд, преимущество интернет рекламы над оффлайн рекламой очевидно и современному маркетологу стоит делать упор именно на ней. Но надо помнить, что весь интернет-маркетинг лишь часть классического маркетинга, а тот строится на четырех P:

  • продукт

  • цена

  • расположение

  • продвижение.

четыре P

Это планомерная работа с продуктом и целевой аудиторией. База, без которой все остальное не имеет смысла. А онлайн- и офлайн-инструменты уже подбираются под конкретную задачу.

И профессиональный маркетолог должен работать системно, владеть всем арсеналом инструментов маркетинга, и применять их в любом бизнесе. Не рисовать красивые рекламные баннеры или самостоятельно настраивать рекламу в Яндекс.Директ, если умеет — хорошо, но это не его обязанности. А мыслить и работать стратегически.

Чтобы узнать основные навыки и знания, которыми должен обладать современный, востребованный маркетолог, читайте статью “Что должен знать и уметь маркетолог: 5 ключевых компетенций”.