Особенности работы с маркетплейсами: плюсы и минусы, которые вам нужно знать

Время чтения 5 минут

В 2020 году российский рынок онлайн-торговли вырос в 2 раза. Этому способствовала и пандемия с самоизоляцией, и общий тренд на все большее увеличение продаж через Интернет.

Ну а главным “двигателем” этого тренда стали маркетплейсы. На их долю выпало более половины продаж и этот показатель неуклонно растет. Логично, что все больше предпринимателей рассматривают маркетплейсы как один из основных каналов сбыта.

С одной стороны, маркетплейсы дают огромные преимущества. Они постоянно развиваются и работают над увеличением трафика. Но есть и нюансы — причем немало, и их нужно обязательно учитывать в работе с торговыми площадками.

Особенности работы с маркетплейсами

Из статьи вы узнаете:

  • что такое маркетплейс простыми словами

  • чем он отличается от обычного интернет-магазина

  • особенности работы с маркетплейсами. 


А также плюсы и минусы сотрудничества с этими “монстрами” интернет-торговли. И сделаете вывод — стоит ли с ними работать или лучше продвигать свой магазин. Или даже не магазин, а бизнес-аккаунт в Инстаграм. 

Что такое маркетплейс?

Вспомните “Ашан”, “Метро” или любой известный гипермаркет: это площадка, где выставляются тысячи наименований товаров от разных производителей. Поставщики сотрудничают с гипермаркетом на определенных условиях — где будет выставляться товар, по какой цене продаваться, будет ли участвовать в акциях и т.д. От поставщика требуется только гарантировать доставку продукции, а сбытом занимается магазин.

И маркетплейс — это тот же гипермаркет, но только в Сети

Важно: не путайте известные маркетплейсы, Ebay, Ozon, Wildberries, с агрегаторами, например, с Яндекс.Маркетом. Агрегаторы просто собирают информацию о товарах и услугах в интернет-магазинах — очень удобно сравнивать и выбирать подходящий. Но купить на агрегаторе нельзя, только если перейти по ссылке на сайт нужного интернет-магазина.

У каждой крупной торговой площадки есть выстроенная система работы с поставщиками и логистики. И огромные бюджеты на рекламу и маркетинг — в этом главное отличие маркетплейса от обычного интернет-магазина. Конкурировать с ними, примерно как небольшому продуктовому ларьку отважно соперничать с “Ашаном”.

Но следом за размером маркетплейса и его популярностью, идут и сложности

Не для торговой площадки, а для поставщиков. Скажем больше — такое сотрудничество может вообще превратиться в бизнес-рабство. Чтобы вам не попасть в такую ситуацию, давайте рассмотрим


Плюсы и минусы работы с маркетплейсами

Начнем с приятного — с плюсов:

  • вы работаете под маркой известного бренда. Многие клиенты вообще не обращают внимания на компанию-поставщика, и считают, что это сам Ozon или Wildberries

  • удобная система аналитики, где можно отследить сезонность спроса, направления наибольшей активности покупателей, и многое другое 

  • не надо искать клиентов — этим занимается торговая площадка. Вот здесь не торопитесь — чуть ниже этот плюс с легкостью превратится в солидный недостаток

  • не надо контактировать с клиентами и самостоятельно продавать

  • а значит не надо открывать свои розничные точки, платить за аренду и нанимать продавцов

Согласитесь, выглядит очень заманчиво.

Плюсы и минусы работы с маркетплейсами

А теперь поговорим о минусах:

  • Большая конкуренция на самой площадке. Зайдите на Ozon или другой маркетплейс и откройте любую категорию товаров. Вы увидите сотни, а то и тысячи наименований! И в каждой категории лидируют сначала популярные товары, следом идут дешевые, а затем все остальные. В такой толчее легко потеряться.

  • Значит придется использовать платные способы продвижения на самой площадке — рекламу, баннеры, красочное оформление иконки с товаром. И этот рекламный бюджет может быть таким же, как самостоятельная раскрутка интернет-магазина.

  • Комиссия маркетплейса: от скромных 3% до космических 38% с каждой продажи. И не факт, что нужно выбирать маркеты с самой низкой комиссией. Чаще всего это развивающиеся площадки с низким трафиком и продажами.

  • Если хотите продавать не свои, а товары стороннего производителя, то маркет потребует предоставить договор. Где должно быть черным по белому прописано его согласие на такие операции.

  • Придется участвовать в скидочных акциях. А их будет множество, особенно в крупных маркетах — сезонные, праздничные, юбилейные и еще какие угодно. Размер скидки может быть и 5%, и 55% — а это ваша недополученная прибыль.

  • Условия работы с площадкой периодически меняются. В некоторых маркетплейсах просто присылают оповещение на почту и в личный кабинет. Теперь работаете на таких условиях, ваше согласие предусмотрено по умолчанию.

  • Сложности с логистикой: например, чтобы работать с крупным столичным маркетплейсом, нужно арендовать склад в пределах 50 км от Москвы. В таком случае он за свой счет заберет товары. А если такого склада нет — то плата за пересылку ложится на вас.

  • Возвраты товара — часто становятся самой настоящей проблемой. К примеру, покупатель может вообще отказаться от привезенного товара. Тогда его отправят обратно, а расходы запишут на ваш счет. Для справки: возврат одежды доходит до 60%, электротехники — до 30%. И если не знать этого нюанса, особенно на старте своего бизнеса и первом выходе на крупные маркетплейсы, то можно выбрать направление, где вас просто завалят возвратами товара. 

Полную версию статьи читайте по ссылке.