Плюсы и минусы работы с франшизой: простой бизнес или долговая яма?

Время чтения 6 минут

Что вы вспоминаете при слове “Макдональдс”? Скорее всего, возникает картинка с сочными бургером или картофелем фри. Все верно. А еще “Макдональдс” — это самый большой собственник коммерческой недвижимости в мире. Корпорация скупает землю и здания, а потом сдает их в аренду тем, кто работает под их торговой маркой.

И большую часть прибыли “Макдональдс” получает от арендных платежей, а вовсе не от булок с котлетой. Так компания открыла уже больше 36 000 ресторанов быстрого питания в 100 странах мира и продолжает развиваться. Вот что такое эффективная франшиза.


минусы франшизы

Забегая вперед — если уж выбирать франшизу, то именно такую. Ориентируясь не на цену покупки и красивые обещания, а на продуманность бизнес-модели и узнаваемость бренда. Тогда с вероятностью в 99% у вас будет постоянный поток клиентов, потому что об этом уже позаботилась корпорация. 

Но все же это не полностью ваш бизнес, а работа под маркой известного бренда. Будет много ограничений и правил, которые нельзя нарушать. Да и 100% гарантии успеха тоже никто не даст.

Так что же такое франшиза и кому подходит такой бизнес?


Из статьи вы узнаете:

  • что такое франшиза простыми словами

  • как работает франчайзинг

  • почему такой вид бизнеса становится все популярнее

  • рассмотрим плюсы и минусы работы по франшизе


Чтобы вы сделали правильный выбор и не совершили ошибки на старте бизнеса.


Что такое франшиза?

Это покупка готового бизнеса под известным брендом. На первый взгляд, вариант идеальный. Есть:

  • франчайзер владелец марки, который продает свой опыт и технологию ведения бизнеса

  • франчайзи предприниматель, покупающий проект “под ключ”. За это придется заплатить паушальный взнос стоимость самой франшизы и роялти - ежемесячный “фикс” или процент с выручки

Почему бизнес по франшизе так популярен? Предполагается, что франчайзер уже набил все шишки, набрался опыта и упаковал его в работающую бизнес-модель. И франчайзи получает готовый бизнес, который приносит только прибыль и  благодарность от довольных клиентов. 


Так ли это?

Как и в любом растущем рынке, сейчас огромное предложение франшиз. И среди них часто встречаются те, которые не стоят вашего внимания, хотя они завернуты в очень красивую обертку.

франшиза

Что их объединяет?

Такой бизнес может открыть каждый. Под упаковкой франшизы нет ничего, кроме идеи, которая и так лежит на поверхности:

  • нет прописанных бизнес-процессов

  • необходимой аналитики и расчетов

  • продуманного трафика и управления


При этом в договоре может быть куча подводных камней — например, покупка оборудования у конкретного поставщика.


Плюсы и минусы франшизы

Начнем с плюсов:

  • Не надо раскручивать бизнес, вы уже работаете под известным брендом. Ключевое слово здесь “известным”.

  • Технология, инструкции, план обучения если купили качественную франшизу, должны получить все готовое.

  • Помощь и консультации от специалистов франчайзи на старте только если это предусмотрено договором.


И минусы:

  • Нельзя нарушать стандарты бизнеса чаще всего вы можете работать только на таких условиях. В том же “Макдональдс” нельзя без разрешения “сверху” заменить даже соус в булке. Все строго по утвержденной технологии.

  • Роялти или отчисления могут “съесть” немалую долю вашей будущей прибыли. Помните, что норму прибыли вам никто не гарантирует, а платить отчисления вы будете регулярно.

  • Могут навязать поставщиков сырья и продукции это прописывается в договоре и закупать сможете только у них. Часто по двойной цене.


Это основные подводные камни при работе с франшизой. Внимательно изучайте договор с потенциальным франчайзером и, в первую очередь, ищите подобные “нюансы”.


Так что же выбрать: купить франшизу или открыть бизнес самостоятельно?

Громкие фразы: “все сделано под ключ”, “начинаете работать и с первого же дня можете получать прибыль”, “дадим пошаговую инструкцию” и т.д. Это просто красивая реклама франшизы она не имеет отношения к будущему успеху вашего бизнеса. Зато может положительно повлиять на благосостояние франчайзи, с которым заключат договор неопытные предприниматели.

И главное: бизнес по франшизе это тот же бизнес. Все трудности и ответственность в нем несет предприниматель, а не владелец франшизы. И успех дела всегда зависит от вас и навыков, которыми владеете. Поэтому все равно придется выкладываться на 100%, и не важно, в своем ли деле, или в бизнесе по франшизе.

Если вы планируете работать под маркой известного бренда, прочитайте статью “Франчайзинг: ловушка или способ заработка”. В ней вы найдете исследование рынка франшиз и алгоритм для правильной оценки и выбора франшизы.