Что вы вспоминаете при слове “Макдональдс”? Скорее всего, возникает картинка с сочными бургером или картофелем фри. Все верно. А еще “Макдональдс” — это самый большой собственник коммерческой недвижимости в мире. Корпорация скупает землю и здания, а потом сдает их в аренду тем, кто работает под их торговой маркой.
И большую часть прибыли “Макдональдс” получает от арендных платежей, а вовсе не от булок с котлетой. Так компания открыла уже больше 36 000 ресторанов быстрого питания в 100 странах мира и продолжает развиваться. Вот что такое эффективная франшиза.
Забегая вперед — если уж выбирать франшизу, то именно такую. Ориентируясь не на цену покупки и красивые обещания, а на продуманность бизнес-модели и узнаваемость бренда. Тогда с вероятностью в 99% у вас будет постоянный поток клиентов, потому что об этом уже позаботилась корпорация.
Но все же это не полностью ваш бизнес, а работа под маркой известного бренда. Будет много ограничений и правил, которые нельзя нарушать. Да и 100% гарантии успеха тоже никто не даст.
Так что же такое франшиза и кому подходит такой бизнес?
Из статьи вы узнаете:
-
что такое франшиза простыми словами
-
как работает франчайзинг
-
почему такой вид бизнеса становится все популярнее
-
рассмотрим плюсы и минусы работы по франшизе
Чтобы вы сделали правильный выбор и не совершили ошибки на старте бизнеса.
Что такое франшиза?
Это покупка готового бизнеса под известным брендом. На первый взгляд, вариант идеальный. Есть:
-
франчайзер — владелец марки, который продает свой опыт и технологию ведения бизнеса
-
франчайзи — предприниматель, покупающий проект “под ключ”. За это придется заплатить паушальный взнос — стоимость самой франшизы и роялти - ежемесячный “фикс” или процент с выручки
Почему бизнес по франшизе так популярен? Предполагается, что франчайзер уже набил все шишки, набрался опыта и упаковал его в работающую бизнес-модель. И франчайзи получает готовый бизнес, который приносит только прибыль и благодарность от довольных клиентов.
Так ли это?
Как и в любом растущем рынке, сейчас огромное предложение франшиз. И среди них часто встречаются те, которые не стоят вашего внимания, хотя они завернуты в очень красивую обертку.
Что их объединяет?
Такой бизнес может открыть каждый. Под упаковкой франшизы нет ничего, кроме идеи, которая и так лежит на поверхности:
-
нет прописанных бизнес-процессов
-
необходимой аналитики и расчетов
-
продуманного трафика и управления
При этом в договоре может быть куча подводных камней — например, покупка оборудования у конкретного поставщика.
Плюсы и минусы франшизы
Начнем с плюсов:
-
Не надо раскручивать бизнес, вы уже работаете под известным брендом. Ключевое слово здесь — “известным”.
-
Технология, инструкции, план обучения — если купили качественную франшизу, должны получить все готовое.
-
Помощь и консультации от специалистов франчайзи на старте — только если это предусмотрено договором.
И минусы:
-
Нельзя нарушать стандарты бизнеса — чаще всего вы можете работать только на таких условиях. В том же “Макдональдс” нельзя без разрешения “сверху” заменить даже соус в булке. Все строго по утвержденной технологии.
-
Роялти или отчисления могут “съесть” немалую долю вашей будущей прибыли. Помните, что норму прибыли вам никто не гарантирует, а платить отчисления вы будете регулярно.
-
Могут навязать поставщиков сырья и продукции — это прописывается в договоре и закупать сможете только у них. Часто — по двойной цене.
Это основные подводные камни при работе с франшизой. Внимательно изучайте договор с потенциальным франчайзером и, в первую очередь, ищите подобные “нюансы”.
Так что же выбрать: купить франшизу или открыть бизнес самостоятельно?
Громкие фразы: “все сделано под ключ”, “начинаете работать и с первого же дня можете получать прибыль”, “дадим пошаговую инструкцию” и т.д. Это просто красивая реклама франшизы — она не имеет отношения к будущему успеху вашего бизнеса. Зато может положительно повлиять на благосостояние франчайзи, с которым заключат договор неопытные предприниматели.
И главное: бизнес по франшизе — это тот же бизнес. Все трудности и ответственность в нем несет предприниматель, а не владелец франшизы. И успех дела всегда зависит от вас и навыков, которыми владеете. Поэтому все равно придется выкладываться на 100%, и не важно, в своем ли деле, или в бизнесе по франшизе.
Если вы планируете работать под маркой известного бренда, прочитайте статью “Франчайзинг: ловушка или способ заработка”. В ней вы найдете исследование рынка франшиз и алгоритм для правильной оценки и выбора франшизы.