Почему так важен брендинг

Время чтения 7 минут

В статье расскажем, что такое брендинг, и как он влияет на компанию. А также, как создать запоминающийся образ бизнеса и донести его до потребителей.

брендинг_1.jpg

Бренд — это образ компании, который знаком целевой аудитории. Она понимает ценность бренда и готова за нее платить, а иногда и существенно переплачивать. Например, по оценкам аналитиков, себестоимость iPhone 12 — 373$, цена продажи в США — 829$.
 
Вот несколько фактов о влиянии бренда от Marketing Media Review:

брендинг 4.jpg

Эта статистика показывает, зачем нужен брендинг, и как сильно он влияет на прибыль компании.

Что такое брендинг

Брендинг — создание образа компании в сознании потребителей. Этот процесс состоит из нескольких этапов:

  • Стратегия и позиционирование бренда.
  • Нейминг: название бренда и рекламный слоган.
  • Визуализация бренда: подбор фирменных цветов, шрифтов и логотипа.
  • Документирование стиля и бренда.
  • Аудит и внедрение бренда.

Дальше в статье мы рассмотрим каждый из этих пунктов.

Для чего компании бренд? Преимущества брендинга для бизнеса

Когда нужно купить смартфон, что приходит в голову первым? «Айфон» или «Самсунг»? Есть множество телефонов, которые не хуже по техническим характеристикам и существенно ниже по цене, но они не так раскручены и известны. 

Поэтому «Самсунг» уже третий год является лидером по продажам смартфонов в мире. А когда в продаже появляется очередная модель «Айфона», люди сутками стоят в очереди, лишь бы в числе первых получить новинку.

брендинг 2.jpg

Другой пример, на котором разберем понятие «брендинг» — из пищевой отрасли. Среди брендов творожных и глазированных сырков в премиум-сегменте по доле рынка лидирует «Б.Ю.Александров». Эта марка обладает всеми атрибутами успешного бренда.

Когда основатель компании Борис Юрьевич Александров решил покорять премиум-сегмент, вместе с командой он продумал и реализовал концепцию продукта и его брендинга:

  • Нишевание: премиум-сегмент на рынке творожных сырков.
  • Ценность бренда: ассоциируется с роскошью и с возможностью позволить себе лучшее. 
  • Отражение ценностей в продукте: производитель говорит о том, что делает свои сырки из отборного молока, использует бельгийский шоколад и добавляет настоящую ваниль вместо ароматизаторов.
  • Отражение ценностей в упаковке и дизайне: сырки упакованы в красивую картонную коробку, внутренняя упаковка переливается золотом.
брендинг 3.jpg

Еще пример: компании «Ниссан» и «Тойота». Обе производили практичные автомобили для среднего класса. А потом решили снять сливки с верхнего ценового сегмента и разработали авто премиум-класса. Вложили в их продвижение огромные бюджеты, но их продажи были чуть больше нуля.

Никто не хотел покупать дорогие модели от брендов «Тойота» и «Ниссан». Тогда производители организовали дочерние компании для авто премиум-класса. Наверное, вы о них слышали: «Тойота» создала «Лексус», а «Ниссан» — «Инфинити». Продажи взлетели: другие бренды, другое позиционирование, другой шильдик на капоте.

Поэтому брендинг нужен:

  • Когда выводите на рынок новую компанию или товар/услугу.
  • Когда разделяете крупный холдинг на несколько сегментов и дочерних предприятий.
  • Когда меняются рыночные условия и появляются новые конкуренты.
  • Когда действующий бренд устарел, прибыль упала и нужно позиционировать себя иначе.

Из чего состоит брендинг — 5 основных этапов

Стратегия и позиционирование бренда

Анализ компании, ее товаров и услуг, целевой аудитории и конкурентов. Затем идет разработка концепции брендинга и формы коммуникации с потенциальными клиентами. 

Ключевые задачи:

  • Маркетинговые исследования.
  • Анализ и создание стратегии позиционирования бренда.
  • Создание стратегии продвижения бренда.

Нейминг — название бренда и рекламный слоган

Готовится и тестируется несколько вариантов. После выбора итогового варианта необходимо проверить, чтобы он был никак не связан с действующими бизнесами на рынке, иначе вызовите ненужную путаницу, или, что хуже — судебные разбирательства. 

Ключевые задачи: 

  • Создание и тест названия и слогана бренда.
  • Проверка и регистрация итогового варианта.


Визуализация бренда — подбор фирменных цветов, шрифтов и логотипа


Ключевые задачи:

  • Подбор и тестирование шрифтов и фирменных цветов.
  • Разработка логотипа.
В брендинге и разработке логотипа можно сразу передать направление или подчеркнуть фишку вашего бизнеса.

Пример: ресторан итальянской кухни, парикмахерская, образовательная платформа для детей и кафе. 

брендинг 5.jpg

Документирование стиля и бренда

Фиксируется концепция бренда, его цели и особенности. Разрабатывается брендбук — руководство по визуальному стилю компании, ее миссии, ценностям, особенностям ее товаров и услуг и их продвижения. В брендбук входит максимально полное описание всего фирменного стиля и нюансов с ним связанных — например, по использованию логотипа.

Внедрение бренда

Обычно это самый долгий этап. 

Ключевые задачи:

  • Обучение персонала.
  • Печать необходимых материалов.
  • Разработка нового сайта компании.
  • Проведение рекламной кампании. 
  • Контроль и корректировка каждого из этих этапов.

Виды брендинга

Брендинг делят на очень много разных видов, хотя инструменты везде плюс-минус одинаковые.
  
1. Продуктовый брендинг. Действует в сегменте B2C (продавец — компания, покупатель — физическое лицо). Нужен, чтобы создать у клиентов запоминающийся образ компании. Примеры: «Макдональдс», «Бургер Кинг», «Старбакс», «Кеттлер», «Икея» и еще сотни больших и не очень бизнесов. Смысл продуктового брендинга в создании ассоциации и крепкой привязки товара/услуги к определенной компании: гамбургер — «Макдональдс», шкаф — «Икея».

2. Корпоративный брендинг. Действует уже в двух сегментах: B2C и B2B (продавец и покупатель — оба бизнесы). Пример: «Сбербанк» — работает с физическими лицами (кредиты, открытие депозитов, продажа и обмен валюты, продажа монет из драг.металлов, брокерские услуги на фондовом рынке), и с бизнесами (выдача кредитов компаниям, обслуживание зарплатных счетов и т.д.). Смысл корпоративного брендинга, впрочем, как и любого другого — в создании ассоциации.
Если надо взять кредит — зайди на сайт «Сбера» или в ближайшее отделение банка. Если нужны кредитные деньги для развития бизнеса, то снова первой мыслью будет обратиться в банк и выяснить условия кредитования.

3. Территориальный брендинг. Когда нужно сформировать образ у определённой локации: страны, региона, города. Пример — любой город золотого кольца России. 
Здесь территориальный брендинг тоже действует по нескольким направлениям. Администрации города и бизнесу нужно представить родной город в выгодном свете и привлечь туристов. Местным жителям в таком случае нужно объяснить, как поток инвестиций поможет проложить новые дороги в городе, построить больницу и пр.

4. Персональный брендинг. Для экспертов, звезд шоу-бизнеса, всех, чей заработок опирается на известность. Если у молодежи в РФ сейчас спросить, кто главная звезда, ответ будет — Моргенштерн. Он выстроил свой образ на экстравагантности, постоянном привлечении внимания и хейте. 

НО! По версии «Форбс», за 2020-й год он заработал больше 2 млн $. А сейчас вовсю развивает бизнес и использует персональный бренд для открытия ресторана, охранного агентства, своего музыкального лейбла.

Выводы


  • Бренд — узнаваемый образ компании. Брендинг компании — комплексная работа по его созданию.
  • 59% потенциальных клиентов сделают новую покупку скорее у известного бренда, чем у ноунейма.
  • Брендинг состоит из пяти этапов: разработка концепции, создание названия бренда и его слогана, разработка логотипа, документирование и внедрение.
  • Есть четыре вида брендинга: продуктовый, корпоративный, территориальный и персональный.